«Опухает щека, флюс» — это самая распространенная жалоба наших пациентов. Опухание щеки является признаком явного неблагополучия в ротовой полости или в «сопредельных органах» — если щека опухла возле носа, уха или глаза.

В чем же причина появления опухоли щеки?

Причина, почему опухает щека, кроется в воспалении лимфатических узлов лица и шеи в ответ на проникновение инфекции или травму.

Воспаление — универсальная реакция организма, проявляющаяся знакомой всем триадой симптомов: покраснение, боль и отек. То есть на любое изменение организм реагирует одинаково: болит десна — опухла щека, болит зуб — опухла щека, получили под «горячую руку» в челюсть — после драки опухла щека.
Давайте рассмотрим самые частые причины развития флюса, или, попросту, почему опухает щека.

Ситуация №1. Зубная боль — щека опухла.

В данном случае поводом, отчего опухает щека, является острое проникновение инфекции в зуб или окружающую его десну. Малый объем зубного канала и замкнутая полость создают условия для быстрого «вытеснения» воспалительного отделяемого в кровь. Лимфатические узлы, стараясь задержать и уничтожить бактерий — «интервентов», реагируют выраженным воспалением. А, так как узлы расположены в мягких тканях, где распространению отека ничего не препятствует, опухание щеки может достигать пугающих размеров. Чаще опухает десна и щека на стороне на «больной» стороне. Если воспалительный процесс развивается стремительно, то отек может «переходить» на другую сторону и «спускаться» вниз. Например, сначала опухла правая щека, затем опухла левая щека, затем опухли щеки и шея.

Ситуация №2. Прорезывается зуб мудрости — опухла щека.

Здесь причиной развития отека служит травматическое повреждение тканей челюсти. Ведь зубы мудрости начинают расти уже в достаточно зрелом возрасте, когда основной зубной ряд давно сформирован. Деформация и повреждение окружающих тканей, зубов и десен, провоцирует выброс особых веществ — медиаторов воспаления. Они оседают в близлежащих лимфатических узлах, результат, как говорится, «налицо»: «лезет» зуб мудрости — опухла щека. Этот же механизм задействован, если щека опухла от удара.

Ситуация №3. Выдернули зуб — опухла щека, щека опухла после посещения стоматолога.

В ситуации, когда после удаления зуба опухла щека, к развитию отека и опухания щеки приводит несколько факторов, взаимно усиливающих и дополняющих друг друга. Это и наверняка присутствовавшая в зубе инфекция, и сочетанная травма при проведении операции. Щека может опухать даже после проведения анестезии, если она выполнялась путем инъекции обезболивающего препарата, ведь укол — это тоже травма.

Ситуация №4. Боли нет, ничего не болит — опухла щека.

Чаще всего причиной в ситуации, когда опухла щека, а зуб не болит, отека щеки могут быть воспалительные заболевания уха и носа (отит или гайморит), воспаление мягких тканей щеки, начинающийся неврит лицевого нерва. Не стоит забывать об общих инфекционных заболеваниях, например, свинке. Ну и банальная инфекция, например, в депульпированном (лишенном предварительным лечением нерва) зубе — тоже вполне вероятный повод, чтобы сильно опухла щека, просто в этом случае боль появится позже. Кроме того, существуют и другие, менее распространенные и редкие заболевания, при которых первым симптомом развивающегося заболевания является опухание щеки.

Таким образом, причины, приводящие к опуханию щеки, разнообразны. Объединяет же их потенциальная опасность тяжелых осложнений в отсутствие своевременно начатого лечения. Необходимо помнить, что лицо и шея очень богато снабжены кровеносными сосудами и нервными окончаниями. Поэтому инфекция из этой области быстро переходит из местного очага в общее заболевание всего организма — генерализуется.

Именно поэтому в ответ на вопрос, что делать, если опухла щека, можно дать только один универсальный и единственно правильный ответ — необходимо срочно обратиться к специалисту. В вездесущем интернете существует масса советов на тему «Чем полоскать, если опухла щека», «Как снять опухоль, если опухла щека», «Народные рецепты, если опухла щека» и так далее и тому подобное. Не стоит всерьез рассматривать советы типа «Привяжите раздавленный в кашицу чеснок к запястью противоположной больному зубу руки». Мало того, что на поиск и выполнение бесполезных советов уйдет драгоценное время, сок чеснока может вызвать изъязвление кожи, которое потребует дополнительного лечения. Единственно, что смело можно рекомендовать — полоскание рта чуть теплой водой.

Специалисты предостерегают от употребления в это время горячей пищи и питья, а также не советуют лежать на стороне поражения. Эти действия могут усугубить отек и привести к утяжелению течения воспалительного процесса.

В случае, если у Вас появились следующие жалобы:

• щека опухла изнутри;
  • опухла щека после лечения или удаления зуба;
  • режется зуб.

Если опухла щека нужно немедленно обратитесь к специалисту, поскольку только он сможет установить точный диагноз — отчего опухла щека. Лечение, начатое правильно и своевременно, поможет избежать грозных осложнений и серьезного хирургического вмешательства. Желательно обращаться за помощью в профессиональную стоматологическую клинику, имеющую хороший опыт работы и пользующуюся доверием среди пациентов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: